Мы все помним опыт работы ФОМСа в 1996-1998 гг. Где гарантия, что такое не повторится и сейчас?

Любые преобразования, осуществляемые в обществе, имеют свои как положительные, так и отрицательные стороны. С этой точки зрения нельзя воспринимать наш опыт создания страховой медицины в 1996-1998 годах только критически, он имеет свои безусловные плюсы.

Самым главным результатом этой реформы является сохранение сети объектов системы здравоохранения и доступности медицинской помощи всему населению страны за счет вовлечения дополнительных средств с экономики.

К примеру, отсутствие такой специализированной программы привело к передаче детских дошкольных учреждений в частные руки, последствия этого ощущаются до сих пор.

Кроме того, экономические реалии 90-х годов несравнимы с текущей ситуацией. Как мы все помним, 20 лет назад многие предприятия испытывали серьезные финансовые трудности, большинство из них находились в состоянии банкротства, накопили огромные задолженности по зарплате. Экономический кризис стал основной причиной повсеместных неплатежей, в том числе и в Фонд медстрахования.

Ситуация с Фондом усугубилась еще и тем, что местные исполнительные органы, призванные обеспечивать стабильные отчисления за экономически неактивное население, также оказались в затруднительном положении.

Сегодня мы констатируем значительный рост занятости в экономике. На отечественных предприятиях трудятся более 6,5 млн наемных работников, ежемесячно работодатели отчисляют 53 млрд тенге в Единый накопительный пенсионный фонд и 23 млрд тенге в Фонд социального страхования в пользу своих работников. Стоит отметить, что обязательства по выплате взносов в ФСМС за экономически неактивное население государство берет на себя.

При создании современной системы ОСМС учтены прошлые ошибки.

Во-первых, как было сказано, экономическая ситуация значительно лучше, общее количество работающих граждан, превышает число неработающих. По данным Комитета по статистике МНЭ РК, доля неработающих граждан составляет всего 2,5% от общего количества населения

Во-вторых, созданы механизмы контроля за деятельностью Фонда:

  • Единственным Акционером Фонда, является Правительство РК,
  • внедрено корпоративное управление,
  • в состав Совета Директоров вошли известные политические и общественные деятели,
  • создан Общественный Совет, куда вошли представители Парламента, различных НПО, НПП «Атамекен».

Финансовая отчетность Фонда будет официально систематически выставляться на сайте Фонда, публиковаться в СМИ и предоставляться Акционеру

В-третьих, согласно законодательству, создается резерв на непредвиденные расходы, в размере 3% от активов Фонда,

В-четвертых, внедрены механизмы гармонизации и балансировки доходной и расходной части Фонда. Это означает, что объем медицинских услуг будет закупаться с учетом собранных средств.

Сохранность активов Фонда обеспечивается посредством:

  • регулирования деятельности Фонда путем установления норм и лимитов, обеспечивающих финансовую устойчивость;
  • осуществления инвестиционной деятельности через НацБанк РК;
  • учета всех операций по инвестиционному управлению активами Фонда в НацБанке РК;
  • ведения раздельного учета собственных средств и активов Фонда;
  • проведения ежегодного независимого аудита;
  • представления Фондом регулярной финансовой отчетности в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете и финансовой отчетности;
  • определения перечня финансовых инструментов для инвестирования активов Фонда.


Мы все помним опыт работы ФОМСа в 1996-1998 гг. Где гарантия, что такое не повторится и сейчас? Мы все помним опыт работы ФОМСа в 1996-1998 гг. Где гарантия, что такое не повторится и сейчас?
проспект Республики 50/2 010000 Нур-Султан Акмолинская область Казахстан